Министерство здравоохранения разработало документ, описывающий принципы развития системы здравоохранения в регионах. В нем говорится о моноцентрической, полицентрической и смешанной моделях организации здравоохранения, учитывающих особенности российских регионов. Документ будет направлен в правительство
В официальном комментарии изданию, глава Минздрава Вероника Скворцова подчеркнула, что преобразования в здравоохранении должны проводиться деликатно. По словам министра, сокращения маломощных медучреждений, особенно в сельских населенных пунктах, недопустимы.
В ведомстве подчеркивают, что в России нет единой программы оптимизации. «Общей программы оптимизации не было и нет, поскольку разработка территориальных моделей организации здравоохранения проводится с учетом региональных особенностей — таких, как плотность населения, климатические и географические условия, транспортная доступность медицинской организации, уровень и структура заболеваемости», — заявили «Известиям» в Минздраве.
В подготовленном документе, описывающем векторы развития отрасли, говорится, что министерство разработало классификацию моделей территориального развития здравоохранения. Эксперты ведомства пришли к выводу о необходимости разделения всех субъектов на три группы по модели организации здравоохранения — моноцентрической, полицентрической и смешанной.
Моноцентрическая модель применима к регионам с небольшой территорией и высокой плотностью населения. При этом значительная часть медицинских организаций расположена в административных центрах, и их ресурсами оказываются все виды и профили медицинской помощи. Эта модель свойственна, к примеру, Белгородской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Липецкой, Новгородской областям. К ним же можно отнести Москву и Санкт-Петербург. Всего — 36 субъектов РФ.
Полицентрическая модель характерна для крупных регионов с низкой плотностью населения. В таких субъектах центры оказания медицинской помощи равномерно распределены по всей территории региона. При реализации этой модели возможна организация медицинской помощи по принципу зонирования, кроме того, существует определенная потребность в использовании мощностей медицинских организаций близлежащих регионов. К ней относятся 14 регионов, включая Московскую, Ленинградскую, Саратовскую, Свердловскую области, Ставропольский край, а также республики Татарстан и Башкортостан.
Смешанная модель оказания медицинской помощи сочетает отдельные признаки первых двух. По этой модели развиваются 20 регионов: Воронежская, Кемеровская, Мурманская, Астраханская, Волгоградская области, республики Дагестан, Бурятия, Алтай и другие субъекты РФ.
Отдельное место занимают территории с особыми климатогеографическими условиями, низкой транспортной доступностью и малой плотностью населения. К ним относятся: Республика Карелия, Чукотский автономный округ, Кировская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха, Хабаровский край.
В документе говорится о том, что реформа национальной системы здравоохранения должна проходить не «сверху вниз», а «снизу вверх», именно это позволяет учесть все особенности регионов, их потребности и векторы развития. Общими для всех субъектов остаются только единые критерии качества и доступности медицинской помощи, которые определяются Минздравом России.